Курс «Информационная культура» ориентирован на учащихся 4-5-6 классов. Цель курса – выработка у учащихся навыков эффективной работы с информацией, которые будут востребованы как во время получения образования, так и в будущей профессиональной деятельности.
Необходимость введения этого курса вызвана стремительно увеличивающимся разрывом между объёмом информационного потока, изливающегося на школьника, и его способностью воспринимать, обрабатывать, запоминать, рационально организовывать эту информацию. Компьютер может стать прекрасным инструментом для работы с информацией, но только при условии, что школьник знает его возможности и умеет их использовать. Компьютер в данном курсе является именно инструментом – он и средство получения информации, и тренажёр для выработки полезных навыков, и источник развивающих игр, и полигон для творческих экспериментов.
В ходе обучения школьник научится ориентироваться в информационном потоке, рационально организовывать информацию, выбирать удобную форму её представления. Ученики познакомятся с упражнениями для развития внимания, памяти, скорочтения, логики, получив тем самым импульс для дальнейшего самосовершенствования. Искусство чётко формулировать свои мысли, задавать вопросы, выделять существенное и абстрагироваться от ненужного они будут осваивать посредством развивающих игр.
Занятия строятся в форме «калейдоскопа: компактные теоретические блоки чередуются с обсуждениями, развивающими играми, выполнением практических заданий с помощью компьютера и без него. Многие игры и упражнения являются командными.
Итоговой проверкой результатов обучения являются Турнир по интеллектуальным играм, и конкурс творческих работ.
Знания и умения, полученные в результате обучения
В результате обучения учащиеся получат знания и умения в следующих областях:
Информация и её свойства
- Формы представления информации, их достоинства и недостатки.
- Программы, работающие с информацией в различных формах.
- Персональный компьютер (ПК) как инструмент для реализации информационных технологий
- Функциональные части ПК.
- Правила безопасной работы за компьютером.
- Представление информации в памяти ПК.
- Иерархическая организация информации, понятия «диск», «папка», «файл».
- Основы навигации в файловой системе.
- Понятия базового и прикладного программного обеспечения.
- Виды прикладных программ.
Работа с текстовой информацией
- Понятия «буква», «слово», «текст».
- Скорочтение, скоропись, упражнения для их развития.
- Поиск информации в книге: использование оглавлений и указателей.
- Поиск в электронном тексте.
- Основные приёмы работы с текстовым редактором.
- Структуризация текста средствами форматирования.
Работа с числовой информацией
- Действия с числовой информацией.
- Математическая модель: понятие, примеры.
- Создание несложных математических моделей.
- Понятие алгоритма. Способы записи алгоритмов.
Работа с графической информацией
- Растровая и векторная графика.
- Основные приёмы работы с графическим редактором.
- Связь информации и эмоций.
Информационные ресурсы сети Интернет
- Структура гипертекста. Использование гиперссылок.
- Основные приёмы поиска информации.
Хранение информации в памяти человека
- Краткосрочная и долгосрочная память.
- Понятие мнемотехники.
- Упражнения для освоения основных мнемотехнических приёмов.