+7 (812) 703-02-02 info@hse.spbstu.ru

Семестр 1. Азы робототехники

C 6 класса | 13 занятий | Очно

Длительность курса: 30 ак. часов (13 занятий по 2 ак.часа + 4 часа домашней работы)

О чём курс

Цель курса:

  • Привить учащимся начала инженерного мышления
  • Развить пространственное воображение, умение чтения чертежей
  • Выработать у учащихся навыков разработки простых алгоритмов, использование условных операторов и циклов
  • Научить учащихся написанию программ в специальной среде разработки для решения роботами поставленных задач

Необходимость введения этого курса вызвана стремительно увеличивающимся разрывом между постоянно развивающейся теоретической подготовкой учащихся и недостаточной практикой применения этих знаний. Курс позволить сократить этот разрыв. Ребята в игровой форме развивают инженерное мышление, получают практические навыки при сборке робота. В ходе сборки школьник научится ориентироваться в чертежах, рационально организовывать работу.

Для решения поставленных задач школьники учатся разрабатывать простейшие алгоритмы, а затем реализуют их в специальной среде программирования. При этом используются логические операторы ветвления и циклов.

Итоговой проверкой результатов обучения являются Турнир между созданными ими роботами.

Чему научим

В результате обучения учащиеся получат знания и умения в следующих областях:

  • Умение читать чертежи
  • Навыки сборки реальных моделей
  • Умение разрабатывать простые алгоритмы поведения робота
  • Способы записи алгоритмов, условные операторы и циклы
  • Принцип работы сервомотора
  • Принцип работы ультразвукового датчика, датчика цвета и касания
  • Умение создавать простые программы в специальной среде программирования

Занятие 1

  • Определение робота
  • История развития роботов
  • Роботы LEGO MINDSTORMS NXT 2.0
  • Соревнования роботов: фото и видео о роботах
  • Фестивали, олимпиады мобильных роботов
  • Знакомство с конструктором
  • Интерактивный сервомотор
  • Программирование NXT
  • Сборка базовой модели
  • Алгоритм движения робота.
  • Расчёт угла поворота и пройденного пути в базовой модели.

Занятие 2

  • Подключение источников питания
  • Подключение моторов и датчиков
  • Тестирование датчиков и сервомоторов
  • Главное меню NXT
  • Датчики света и цвета
  • Калибровка датчика цвета
  • Основные понятия оптики (природа света, отражение, преломление, рассеивание)
  • Алгоритм движения робота по линии
  • Циклы и условия

Занятие 3

  • Подключение NXT к компьютеру через USB-порт
  • Интерфейс программного обеспечения
  • Палитра программирования
  • Передача программ на NXT
  • Запись программ в NXT и автономное выполнение
  • Алгоритм движения по линии с двумя условиями.
  • Алгоритм движения по линии с двумя датчиками цвета.
  • Движение с пропорциональным регулятором. Понятие ошибки.

Занятие 4

  • Установка и настройка датчика ультразвука.
  • Основные понятия звука (волновая природа звука, распространения звуковых вон в средах, эхолокация)
  • Разработка и настройка робота «Исследователь»
  • Разработка алгоритма, написание программы
  • Тестирование и корректирование программы
  • Разработка алгоритма движения робота вокруг препятствия.
  • Тестирование и корректирование программы

Занятие 5

  • Постановка задачи для разработки алгоритма «прохождения лабиринта»
  • Правила прохождения лабиринта
  • Виды и история лабиринтов
  • Разработка алгоритма с одним датчиком ультразвука, написание программы
  • Тестирование и корректирование программы
  • Соревнование на скорость прохождения лабиринта среди учащихся

Занятие 6

  • Установка и настройка робота с датчиком касания.
  • Работа с переменными.
  • Разработка алгоритма подсчета количества нажатий
  • Разработка алгоритма прохождения лабиринта с датчиком касания и датчиком ультразвука
  • Тестирование алгоритма и программы

Занятие 7

  • Постановка задачи для разработки алгоритма «соревнование Кегельринг»
  • Сборка робота согласно регламенту, установка датчиков света и ультразвука.
  • Разработка алгоритма и программы «кегельринг» для сбивания кеглей без учета их цвета
  • Корректировка алгоритма и программы

Занятие 8

  • Разработка алгоритма и программы «кегельринг» для сбивания кеглей нужного цвета
  • Разработка алгоритма «кегельринг» с использованием энкодера мотора
  • Корректировка алгоритма и программы
  • Соревнование согласно регламенту соревнований среди учащихся

Занятие 9

  • Понятие механической передачи
  • Расчет механической передачи по количеству зубцов в шестеренках
  • Виды передачи, понятие редуктора, мультипликатора
  • Изготовление волчков с пусковым механизмом с различным передаточным отношением
  • Исследование зависимости параметров движения(времени, скорости) от системы запуска и передаточного отношения
  • Возвратно – поступательное движение, маятник Капицы, кривошипно – шатунный механизм.
  • Сборка и настройка самодельного отбойного молотка

Занятие 10

  • Постановка задачи для сборки шагающего робота
  • Сборка одномоторного шагающего робота
  • Настройка алгоритма движения шагающего робота.
  • Улучшение базовой модели шагающего одномоторного робота за счет изменения механической передачи
  • Корректировка алгоритма и программы
  • Сборка трехмоторного шагающего робота и сравнение характеристик движения с одномоторным.

Занятие 11

  • Постановка задачи для разработки алгоритма «транспортировка предметов»
  • Виды захватов на основе моторов  NXT
  • Сборка робота с захватом и датчиком цвета
  • Разработка алгоритма для движения по линии
  • Корректировка алгоритма и программы
  • Разработка алгоритма робота очистителя (прочесывание местности в заданном квадрате)
  • Корректировка алгоритма и программы

Занятие 12

  • Постановка задачи для разработки алгоритма «робот сумоист»
  • Сборка робота согласно регламенту, установка датчиков света и ультразвука.
  • Корректировка алгоритма и программы
  • Первый тур соревнования роботов
  • Подведение итогов
  • Корректировка алгоритма и программы

Занятие 13

  • Второй тур (Полуфинал) соревнования роботов
  • Подведение итогов
  • Третий тур (Финал) соревнования роботов
  • Подведение итогов
  • Теоретический экзамен по курсу (расчет угла поворота и пути по диаметру колеса, законы оптики и распространения света, типы передачи, расчет передаточного отношения, блок – схема алгоритма движения одной из задач по курсу)
  • Разборка роботов
  • Заполнение электронной анкеты (оценка курса и самооценка)

Стоимость

12 000 ₽

Есть скидки от 10% до 20%. Узнать подробнее...

Как поступить

Для тех, кто еще не учится в АИШ:

  • Вступительное тестирование

Для уже обучающихся в АИШ:

  • Компьютер-друг
Тест № АИШ-001 Основы компьютерной грамотности

Тест на владение практическими навыками работы в ОС MS Windows:

  • Проходной балл: 60
  • Длительность: 60 минут
  • Количество попыток: 2

Необходимы знания и навыки для успешного прохождения тестирования:

  • Понятия файла
  • Понятие папки
  • Расширение файлов
  • Работа с файловой системой: копирование, удаление, перемещение, поиск, создание файлов и папок
  • Горячие клавиши
  • Работа с оконными приложениями
  • Работа с мышкой
  • Устройство и принцип работы компьютера
  • Операционная система: что это такое, цели и задачи

Как записаться на занятия

Академия информатики для школьников в цифрах

18 лет

успешной работы
в Политехническом университете Петра Великого

10

направлений обучения

73

учебные программы

3 500

школьников
проходят обучение
ежегодно

4

учебные площадки

36

компьютерных классов