+7 (812) 703-02-02 info@hse.spbstu.ru

Математика для будущих программистов (годовая программа)

C 5 класса | 28 занятий | Очно или онлайн

Длительность курса: 84 ак. часа (28 занятий по 2 ак.часа + 28 часов домашней работы)

О чём курс

Математика – многозначное слово: это и прекрасная наука, и школьный предмет, и инструмент для решения практических задач. Те, кому со школой повезло, знакомы со всеми значениями слова «математика». Но, судя по уровню знаний сегодняшних школьников, повезло немногим.

В стандартной школьной программе математика подменена арифметикой. Именно ей отдаётся большая часть времени и сил. При этом задач решается очень мало, без серьёзного анализа условий, без освоения специальных инструментов.

В результате для многих школьников числа в условии задачи заслоняют слова: ученики начинают бездумно выполнять с ними всевозможные арифметические операции – авось да получится ответ. А слова читать и понимать не хотят, да и не очень-то умеют.

Но обучение информационному моделированию и тем более программированию невозможно без умения представлять себе описанную ситуацию, анализировать данные, решать задачу в общем виде. Цель курса – научить школьника искусству чтения условия задачи, его краткой записи, применению при решении картинок и схем, построению и использованию формул. Помимо этого, мы познакомим школьников с некоторыми компьютерными инструментами, полезными при решении задач, покажем, как применить компьютер при многократном решении задачи с разными данными.

В курсе очень мало теории, зато много всевозможной практики: интерактивные лекции, обучающие и контрольные тесты самых разных форматов, задания, требующие применения компьютерных программ. Изучение курса – своеобразный квест, который ученик проходит в компании с друзьями и с виртуальными персонажами. «Математика скучная» - это не про нашу математику, у нас она весёлая и дружелюбная.

Контент курса – многоуровневый: есть дополнительные задания для тех, кто быстро управился с основной частью занятия. Это уже уровень олимпиад или вступительных экзаменов в «математические» классы хороших школ.

Курс ориентирован на учащихся 5-6 классов, имеющих базовые навыки работы с компьютером: запуск программ, навигация в файловой системе, операции с файлами, начальные навыки работы с текстовым и графическим редактором, с интернет-браузером. Требуется знание базового школьного курса математики на уровне четырёх классов.

Для слушателей курса есть очные и онлайн-группы.

Чему научим

В результате обучения учащиеся узнают:

  • Термины «данные», «метаданные», «переменная», «формула».
  • Последовательность действий при решении задачи.
  • Основные правила решения уравнений.

В ходе обучения вырабатываются следующие навыки:

  • Выделение важного в условии задачи.
  • Создание иллюстраций, способствующих пониманию условия.
  • Краткая запись условия задачи с использованием переменных.
  • Построение схемы взаимосвязи данных.
  • Выражение зависимости между данными с помощью формул.
  • Решение задач с помощью уравнений.

В ходе обучения ученики получают представление о применении компьютера при решении задач:

  • Использование электронных таблиц для многократных расчётов.
  • Применение графического редактора или электронной презентации для построения схем данных.
  • Использование встроенного калькулятора.

Занятие 1

Введение

  • Вход в дистанционный курс, знакомство с его структурой и персонажами.
  • Входной тест.

Число как модель

  • Числа в арифметике и в жизни.
  • Числа как модели свойств объектов.

Занятие 2

ПРАКТИКУМ: такая разная математика

  • Знакомство с разделами математики.
  • Тематические подборки занимательных задач.

Занятие 3

Условие задачи

  • Условие задачи – словесная модель ситуации.
  • Работа с текстом условия задачи с помощью текстового редактора.
  • Решение «многословных» задач.

Занятие 4

ПРАКТИКУМ: учимся читать задачи

  • Серия тестов «Многословные задачи».
  • Задание на сочинение многословных задач.
  • Тесты, составленные из задач учеников прошлых лет.

Занятие 5

Графические модели условия задачи

  • Примеры решения задач с помощью картинки.
  • Тест «Рисуем и решаем».
  • Задание конкурс «Объяснялки к задачам»

Занятие 6

ПРАКТИКУМ: просто решаем задачи

  • Лайфхаки черновика.
  • Письменное задание – решение задач на черновике.
  • Тест «Решаем по действиям».

Занятие 7

ПРАКТИКУМ: работа с условием задачи – подводим итоги

  • Тест-разминка «Ассорти».
  • Проверочная работа по теме «Анализ условия задачи».
  • Тест-заминка «Числовой блеф-клуб».

Занятие 8

Данные и переменные

  • Данные. Метаданные.
  • Входные, выходные, промежуточные данные задачи.
  • Переменная – обозначение данных.
  • Схема данных. Задания на построение схем.

Занятие 9

Единицы измерения

  • Единицы измерения – важнейшие метаданные.
  • Краткий обзор единиц измерения.
  • Тест «Задачи про размеры и расстояния».
  • Тест «Задачи про время».
  • Тест «Задачи про вес и объём».

Занятие 10

ПРАКТИКУМ: условие - данные – решение

  • Тест «Запутанные задачи».
  • Конкурс по решению нестандартных задач «СлабО?-1».
  • Задание-конкурс «Сочиняем запутанные задачи».

Занятие 11

Формула

  • Формула как математическая модель.
  • Примеры записи условия задачи в виде формул.
  • Упражнения на запись математических соотношений в виде формул.
  • Тест «Задачи с числами и с переменными».

Занятие 12

ПРАКТИКУМ: задача — формула — уравнение

  • Общие принципы решения уравнений.
  • Тесты «Формулы и уравнения», «Задачи с числами и с переменными-2».
  • Письменная проверочная работа по теме «Решение задач в общем виде».

Занятие 13

ПРАКТИКУМ: промежуточные итоги

  • Разбор проверочной работы.
  • Ассорти-тест по темам семестра.
  • Математическая игра «Что? Где? Когда?».

Занятие 14

Решение задачи в общем виде и его применение

  • Инструменты для расчётов по формулам: программа, электронная таблица.
  • Формулы в Excel.
  • Задания на применение формул в Excel.

Занятие 15

ПРАКТИКУМ: Excel-математика

  • Разработка расчётных таблиц.
  • Задание «Черновик в таблице».
  • Тест-эксперимент «Что считает эта формула?»

Занятие 16

Классификация задач

  • Типы задач по различным критериям.
  • Тест «Задачи с числами и с переменными-3».
  • Тест-эксперимент «Решение подбором»
  • Повторение: «ABCD-тест»

Занятие 17

Задачи про однотипные объекты

  • Задачи про однотипные объекты с общими свойствами.
  • Среднее арифметическое.
  • Тесты «Среднее арифметическое», «Объекты с общими свойствами».

Занятие 18

ПРАКТИКУМ: много однотипных данных

  • Задания на решение задач с помощью таблиц
  • Тест «Математика + статистика»
  • Обучающий текст «Логические задачи – таблицей»

Занятие 19

Задачи про действия и время

  • Обобщение понятия скорости.
  • Тесты «Действия и время», «Средняя скорость»
  • Задачи на движение: сложение и вычитание скоростей
  • Задание на сочинение задач по схеме и по формуле.

Занятие 20

ПРАКТИКУМ: скорость, время и много задач

  • Тесты «Задачи на движение»,  «По течению и против».
  • Конкурс по решению нестандартных задач «СлабО?-2».

Занятие 21

Задачи про части и целое

  • Доли и дроби.
  • Действия с дробями. Приведение к общему знаменателю.
  • Тест и письменное задание «Действия с дробями».
  • Задачи про части и целое: примеры, лайфхаки.

Занятие 22

ПРАКТИКУМ: целое и его части

  • Тесты «Задачи про части и целое».
  • Проверочная работа «Задачи про всё, что угодно»

Занятие 23

Множества

  • Множество. Действия с множествами.
  • Визуализация множеств с помощью кругов Эйлера.
  • Задачи на множества.

Занятие 24

ПРАКТИКУМ: круги Эйлера

  • Тест «Операции над множествами»
  • Тесты «Задачи на множества»

Занятие 25

Комбинаторика

  • Комбинаторика с формулами и без.
  • Понятие факториала.
  • Комбинаторные задачи разной сложности.

Занятие 26

ПРАКТИКУМ: решаем задачи и проблемы

  • Задачи на повторение (по выбору преподавателя).
  • Мега-тест (задачи по выбору ученика).

Занятие 27

ПРАКТИКУМ: готовимся к экзамену

  • Тренировочный тест.
  • Тесты по темам курса (по итогам тренировочного теста).

Занятие 28

Итоги курса

  • Экзамен.
  • Дальнейшие направления обучения и математического саморазвития.

Стоимость

28 300 ₽

Есть скидки от 10% до 20%. Узнать подробнее...

Как поступить

Для тех, кто еще не учится в АИШ:

  • Вступительное тестирование

Для тех, кто учится в АИШ:

  • После семестра «Знакомство с компьютером» или курса «Основы компьютерной грамотности»
Тест № ВКТ-510 Основы компьютерной грамотности (для АИШ)

Тест на владение практическими навыками работы в ОС MS Windows:

  • Проходной балл: 60.
  • Длительность: 60 минут.
  • Количество попыток: 2

Необходимы знания и навыки для успешного прохождения тестирования:

  • Понятия файла
  • Понятие папки
  • Расширение файлов
  • Работа с файловой системой: копирование, удаление, перемещение, поиск, создание файлов и папок
  • Горячие клавиши
  • Работа с оконными приложениями
  • Работа с мышкой
  • Устройство и принцип работы компьютера
  • Операционная система: что это такое, цели и задачи

Как записаться на занятия

О дате начала набора будет объявлено дополнительно.

Академия информатики для школьников в цифрах

18 лет

успешной работы
в Политехническом университете Петра Великого

16

направлений обучения

83

учебные программы

3 500

школьников
проходят обучение
ежегодно

4

учебные площадки

36

компьютерных классов