+7 (812) 703-02-02 info@hse.spbstu.ru

Семестр 3. Первые шаги в олимпиадном программировании на Python

C 6 класса | 13 занятий | Очно или онлайн

Длительность курса: 42 ак. часа (13 занятий по 2 ак.часа + 16 часов домашней работы)

О чём курс

Олимпиады привлекают школьников (а особенно родителей школьников) шансами на получение бонусов при поступлении в вуз. Да, это важно. Но, возможно, ещё важней два других аспекта.

  • Олимпиадное программирование вырабатывает внимательность, волю, чувство времени, развивает не только навыки программирования, но и математическую культуру, умение читать.
  • Олимпиадное (спортивное) программирование, как любой спорт, азартно и интересно. Ситуация интеллектуальной игры, соревнования — сильнейший мотиватор.

Олимпиада — соревнование программистов в быстром написании программ, точно решающих поставленную задачу. Начинающий пловец, футболист, бегун начинает путь в спорте не с Олимпийских игр, а с тренировок, с соревнований со сверстниками. Так и в программировании.

Соревнования и тренировки по олимпиадному программированию проходят на контестерах – сайтах, позволяющих выбирать задачи по силам и по душе, а затем проверять свои решения. Это даёт свободу выбора и простор для самостоятельной работы. Но сделать первые шаги в олимпиадном программировании в одиночку непросто: ошибки по невнимательности, незнание «правил игры» часто оказываются непреодолимым препятствием, вынуждают отступить.

Цель курса — помочь школьникам приобрести первый опыт спортивного программирования, освоить технику работы с условием задачи и некоторые простейшие приёмы. Очень много внимания уделяется также технике тестирования и отладки программы.

Ученики работают с контестером АИШ, решают задачи из сборников и прошедших турниров.  Четыре «домашних» олимпиады позволят почувствовать вкус к программистским соревнованиям и выявят тех, кому стоит сконцентрироваться именно на спортивном программировании.

Чему научим

В результате обучения учащиеся узнают:

  • о спортивном программировании, системе олимпиад, правилах участия в них;
  • о процессе автоматической проверки решений на контестере;
  • о правилах написания программного кода для автопроверки.

В ходе обучения вырабатываются следующие навыки:

  • анализ условия задачи;
  • оценка сложности задачи;
  • планирование алгоритма решения и структуры данных;
  • подготовка тестовых значений, проверка программы.

В ходе обучения ученики получают представление:

  • о свойствах натуральных чисел и их применении в программировании;
  • о задачах на реализацию описанного в условии алгоритма;
  • о технике поиска решения подбором;
  • о применении списков и строк в олимпиадных задачах.

Занятие 1

Олимпиады и контестеры: проба пера

  • Олимпиадное программирование: правила игры.
  • Знакомство с контестером АИШ.
  • Ввод и вывод данных в олимпиадных программах.
  • Решение задач из сборника «Проба пера».

Занятие 2

Программируем математику

  • Решение задачи в общем виде
  • Тайны деления с остатком
  • Степени в математике и в жизни
  • Решение задач из сборника «Математика для начальной школы»

Занятие 3

Техника тестирования программы

  • Тесты «чёрного ящика» и «белого ящика».
  • Отладочная печать.
  • «Вырожденные» тесты.
  • Решение задач из сборника «ЛиРа».

Занятие 4

Раз-олимпиада

  • Микроолимпиада – задачи на математику и ветвления.

Занятие 5

Задачи на подсчёт и подбор

  • Свойства натуральных чисел.
  • Задачи на подсчёт: общая схема.
  • Выбор оптимального значения.
  • Решение задач из сборника «Свойства чисел».

Занятие 6

Задачи на реализацию

  • Моделирование ситуации: от простого к сложному.
  • Решение задач из сборника «Задачи на реализацию».

Занятие 7

Два-олимпиада

  • Микроолимпиада – задачи на подсчёт, подбор и реализацию.

Занятие 8

Символы и строки в олимпиадных задачах

  • Порядок, количество, наличие символов: повторение.
  • Символьная графика.
  • Решение задач из сборника «Символы и строки».

Занятие 9

Хранение и обработка данных в списках

  • Когда нам нужны списки.
  • Сортировка и фильтрация данных.
  • Решение задач из сборника «Много входных данных».

Занятие 10

Три-олимпиада

  • Микроолимпиада – задачи на анализ больших наборов данных.

Занятие 11

Задачи с неочевидным алгоритмом решения

  • Думаем на бумаге: приёмы поиска алгоритма.
  • Решение задач из сборника «Задачи с подсказками».
  • Решение задач из сборника «Задачи не для всех».

Занятие 12

Искусство выбора решаемой задачи

  • Тренинг по оценке сложности задач.
  • Решение задач из сборника «Задачи простые и непростые».

Занятие 13

Итоговая олимпиада-экзамен

Стоимость

17 300 ₽

Социальные скидки для многодетных и других категорий семей.
Скидки призёрам открытых мероприятий АИШ.
Оплата материнским капиталом. Можно оформить налоговый вычет по расходам на обучение - 13%.

Как поступить

Для тех, кто ещё не учится в АИШ:

  • Вступительное тестирование

Для уже обучающихся в АИШ:

  • Семестр 2. Практичный Python: реализуем проекты — итоговая оценка не ниже "хорошо" или промежуточная аттестация не ниже 70.
Тест № АИШ-303 Вступительный тест для обучения на курсе «Первые шаги в олимпиадном программировании на Python»
  • Проходной балл: 70
  • Длительность: 60 минут
  • Количество попыток: 1

Необходимые знания и умения для успешного прохождения тестирования:

  • Умение по условию задачи определять входные и выходные данные, их тип.
  • Арифметические операции, ветвления, циклы, их применение для решения задач.
  • Использование индексированных данных (строк, списков).
  • Умение понимать код программы на Python, видеть и исправлять ошибки в нём.

Тест № АИШ-001 Основы компьютерной грамотности

Тест на владение практическими навыками работы в ОС MS Windows:

  • Проходной балл: 60
  • Длительность: 60 минут
  • Количество попыток: 2

Необходимы знания и навыки для успешного прохождения тестирования:

  • Понятия файла
  • Понятие папки
  • Расширение файлов
  • Работа с файловой системой: копирование, удаление, перемещение, поиск, создание файлов и папок
  • Горячие клавиши
  • Работа с оконными приложениями
  • Работа с мышкой
  • Устройство и принцип работы компьютера
  • Операционная система: что это такое, цели и задачи

Как записаться на занятия

Академия информатики для школьников в цифрах

19 лет

успешной работы
в Политехническом университете Петра Великого

10

направлений обучения

83

учебные программы

2 800

школьников
проходят обучение
ежегодно

151

выпускник АИШ
в 2023 году поступил
в Политехнический университет

4

учебные площадки

36

компьютерных классов